НОВОСТИ

Старик и небо

ноя 1, 2016



«Санкт-Петербург.ру» рассказывает трогательную историю летчика-мечтателя из Петербурга, который встал перед выбором - спасать себя или самолет.

 

Быть российским пенсионером нелегко. Тяжело пережить рак. И совсем неприятно быть должным несколько миллионов рублей, особенно если ты их в долг не брал. Александра Александровича Поддубного все эти трудности настигли разом: 66-летний петербуржец, год назад поборовший рак, задолжал государству 2,6 млн рублей транспортного налога. 

Сан Саныч — летчик, к тому же редкий романтик. Впервые оказавшись в небе еще в 1969 году, он, очарованный искусством пилотирования, навсегда связал свою жизнь с авиацией. В Союзе к авиации относились с трепетом и вниманием, поэтому до 90-х у Сан Саныча все было хорошо. А вот после распада СССР дела шли по-разному. В конце смутного для РФ времени он приобрел свой собственный самолет «Ил-14п», отсюда и начались финансовые сложности. 

«Работал летчиком-инструктором по разным городам. Свой любимый самолет купил в ноябре 93-го, что ни на есть в кризис. Поэтому в кризисы я не верю - это все для народа, чтобы не рыпались. Есть у человека деньги и любимое занятие - он живет по своим задуманным планам. Я тогда управлял самолетом «Ан-26» в летном отряде в городе Мирном, Якутия, и руководил Мирнинским аэроклубом ДОСААФ им. Антуана де Сент-Экзюпери. Чудесный был аэроклуб, я его и открывал. Парк самолетов у нас был большой: «Як-18т», «Ан-2», «Л-29», «Ил-14п». Когда экономика рухнула, а с ней финансирование аэроклубов, эти самолеты нас и кормили. Мы перевозили по Якутии продукты питания, возили необходимые медикаменты из Петропавловска, который в Казахстане, летали в Мирный, Новосибирск, Омск, Нюрбу, Кызыл-Сыр. Так что в самый трудный период с финансами у нас был полный порядок. Все заработанные деньги шли на занятия и полеты с курсантами, на них покупали топливо, платили зарплату техникам, летчикам-инструкторам. В голове не было что-то закопать, украсть», — с нотками ностальгии рассказывает Сан Саныч. 

 

 

Во главе всех этих полетов был самолет «Ил-14п». Легендарная советская модель, гордость конструкторского бюро Сергея Ильюшина, стала важной вехой в развитии отечественной авиации. Это был первый самолет, который может продолжать полет при отказе одного из двигателей. Специалисты отмечают также крайне высокий уровень радионавигационной аппаратуры «Ил-14п». В парке «Аэрофлота» эта модель пользовалось большой популярностью вплоть до конца 80-х — начала 90-х. Неудивительно, что когда-то Алексей Николаевич Косыгин, председатель союза министров СССР, в качестве транспортного средства выбрал именно эту модель. 

До 2007 года владельцы частных самолетов, состоявшие в Федерации любителей авиации (ФЛА), налоги на свои крылатые машины не платили. Под предлогом наведения порядка в 2007-м государство закрыло ФЛА и обязало всех, кто хочет легально летать, регистрировать воздушное судно в Федеральном агентстве воздушного транспорта (ФАВТ). А зарегистрированное транспортное средство облагается налогом, размер которого устанавливают власти региона по месту регистрации. 

На «Ил-14п» стоят двигатели «АШ-82Т» мощностью 1900 лошадиных сил. Именно они и стали причиной личной финансовой катастрофы Сан Саныча. Налог на одну лошадиную силу в Петербурге составляет 125 рублей, что превращается для летчика в неподъемные полмиллиона рублей в год. Сумма для среднестатистического гражданина РФ довольно серьезная, а с учетом пени, которые налоговая накрутила пенсионеру, задолженность выросла примерно на 1,5 млн рублей. В случае Сан Саныча каждый день просрочки увеличивает сумму долга на 12 931 рубль. Он довольно кратко высказывается насчет начислений: «Эти пени в могилу меня сведут». 

 

 

«В 2003 году мы прилетели в Петербург, остановились на аэродроме «Ржевка», где планировали очень интересный проект «Музей летающих самолетов». Увы, идею так и не реализовали. Трудности начались в 2007 году. Закрыли ФЛА, а потом и сам аэродром «Ржевка». Все начали разлетаться кто куда, один я со своим большим самолетом остался, мне лететь было некуда. Через несколько дней после закрытия аэродром заставили иномарками (взлетно-посадочные полосы аэродрома использовались в качестве автостоянки для новых автомобилей местными автодилерами – прим. ред.). Пока искал место, у меня из самолета слили две тонны топлива, и я застрял там надолго - до 2011 года. Мы вырвались из плена 9 ноября, правда для этого пришлось зарегистрировать самолет в ФАВТ, — рассказывает Сан Саныч, — дело в том, что у моей жены, Татьяны Ивановны Поддубной, 9 ноября день рождения, и это был мой подарок для нее. Подготовка была колоссальной. На пробежке по взлетной полосе выявился ряд дефектов, с которыми лететь нельзя было. На их устранение были всего сутки, так как взлетную полосу нам освободили от машин лишь на два дня. Да и погода тогда стояла ну очень мерзкая. Но моя боевая подруга Татьяна сразу сказала: «Не дергайтесь, вы перелетите, 9 ноября, как я заказала!» Так оно и вышло. В этот день нам сопутствовала удача. Мы вместе более 30 лет. Но в последние годы нам пришлось нелегко. И как мне не любить эту женщину?»

 

  

 

До 2011 года налоговой не было дела до имущества пенсионера, ведь самолет не был зарегистрирован, однако спустя год после регистрации Сан Саныч мог на память озвучить телефоны приставов и петербургской ФНС. Тогда его выручил неравнодуший к авиации человек, руководитель вертолетного центра «Хели-драйв» Иван Яценко, который дал пенсионеру почти два млн рублей на погашение долга. Однако из-за недостатка средств у Сан Саныча через год вопрос с налоговой появился снова.

 

В 2013 году в отношении летчика возбудили уголовное дело за неуплату налогов, а в следующем году самолет арестовали без права пользования имуществом, фактически одной бумагой подписав смертный приговор для «Ил-14п».

 

«Налоги нужно платить, это факт. Но я пенсионер, а у меня арестовывают самолет без права пользования имуществом, в моем случае единственный возможный источник дохода. Я вообще мог не регистрировать самолет, как это делают многие, летать по беспределу и не платить никаких налогов. Но это нечестно. И как мне выплатить долг? Я упрашивал всех - и налоговую, и приставов. Говорю: «Дайте заработать!», а мне пристав отвечает: «Улетишь». Ну куда я улечу-то? И самое важное, если за самолетом не ухаживать, он превратится в груду металлолома. Я им показывал инструкцию по хранению самолета, где русским языком написано, что самолету без обслуживания придут кранты», — рассказывает Сан Саныч, достав увесистый томик «Инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию «Ил-14п».

 

В 2013 году врачи нашли у Сан Саныча рак.

 

Тогда долго и упорно семья Поддубных, буквально по копеечке собирала деньги на лечение. К декабрю 2013-го на его банковском счете было почти полмиллиона рублей. Наверное, если бы эти деньги были с пометкой «На лечение онкологии», приставы не сняли бы их, но, естественно, подобной маркировки на банковском счете быть не может. Так как полумиллиона оказалось недостаточно, приставы тогда же ввели для Сан Саныча ежемесячное списание 45% от пенсии в счет уплаты налогов. В рамках своих полномочий пристав по фамилии Пронская могла обойтись с летчиком-пенсионером, у которого кроме самолета и жены ничего нет, намного мягче. Но ни система, ни ее представитель жалости не проявили.

 

Приставы уже дважды проводили торги, чтобы за счет продажи арестованного имущества покрыть налоговую задолжность, но «Ил-14п» так и не нашел нового владельца. В итоге, спустя три года, 13 октября 2016 года арест был снят. Сан Санычу объяснили, что арест в любой момент могут наложить снова, правда, уже с правом пользования имуществом. 

«Буквально неделю назад арест сняли, и мы законно оживили самолет. Выполнили полный цикл запуска двигателей и опробование всех систем самолета. Это отличное вложение для спонсоров, и я убежден, что мой «Ил-14п» способен принести хороший доход! У нас разработано несколько программ: музей летающих самолетов, детский авиационный фонд. В конце концов, мой «Ил-14п» можно использовать как транспортное средство, все бумаги есть. Проблема только с финансированием», — говорит Сан Саныч. 

 

Сложно сказать, придет ли кто-нибудь на помощь летчику-пенсионеру: государство отмахнулось от проектов Поддубного, а найти частного инвестора - задача не из легких. Скорее всего, история закончится тем, что «Ил-14п» в ближайшее время купят европейцы, пенсионер таким образом погасит свой долг перед государством, но потеряет мечту и дело всей своей жизни.

 

 


Вернуться